ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА НОВИКОВА основатель Центра теории воспитания, основоположник одной из ведущих научных школ  


Л.И. Новикова родилась 22 января 1918 года в г. Горки, Белоруссия. В 1941 году окончила механико-математический факультет МГУ.
Вся жизнь Людмилы Ивановны была связана с народным образованием. Начинала она свой профессиональный путь как учитель математики. В эвакуации почти до самого окончания Великой Отечественной войны работала в одной из школ Алтайского края, вела математику, физику, астрономию, санитарное дело и немецкий язык. В 1944 году стала директором средней школы в Московской области.
С 1951 г. Л.И. Новикова работает в системе Академии педагогических наук: начав аспиранткой, она прошла все ступени профессионального роста. В 1990 году ее избрали действительным членом АПН СССР, с 1993 года она является академиком РАО.
Имя Л.И. Новиковой в педагогической науке связано, прежде всего, с разработкой теории детского коллектива, исследованиями наследия А.С.Макаренко, проблем трудового воспитания, детского самоуправления, воспитательного потенциала среды. Она явилась основоположником теории воспитательных систем и теории воспитательного пространства. В круг ее научных интересов входили вопросы методологии педагогической науки и методики исследовательского поиска, особое внимание Л.И. Новикова внимание уделяла применению системного подхода в педагогике.
Л.И. Новикова всегда живо интересовалась психологией, философией, социологией. Не случайно многие исследования, выполненные под ее руководством, носят междисциплинарный характер.
Становление научной школы академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой пришлось на начало 70-х годов ХХ века, когда она вместе со своими соратниками А.Т.Куракиным и академиком Х.Й.Лийметсом активно разрабатывали теорию детского коллектива.
За время существования научной школы из ее «стен» вышли такие известные ученые, как член-корр. РАО А.В.Мудрик, член-корр. РАО О.С.Газман, член-корр. РАО, народный учитель СССР В.А.Караковский, д.пед.н., профессор Н.Л.Селиванова, д.пед.н., проф. С.Д.Поляков и др. Всего же в рамках школы подготовлено около 30 докторов и более 90 кандидатов педагогических наук.
Научной школой Л.И.Новиковой разработан целый ряд теорий: теория детского коллектива, теория воспитательных систем, теория воспитательного пространства, имеющих принципиальное значение для отечественной педагогической науки и востребованных образовательной практикой (о последнем говорит хотя бы тот факт, что в 12 регионах России действуют общественные лаборатории по теории и практике воспитательных систем, а Министерство образования РФ провело в 2001 году 1-ый Всероссийский конкурс воспитательных систем, в котором приняло участие более 500 образовательных учреждений (объявлен 2-й конкурс, который состоится весной 2004 года)). Сегодня в рамках научной школы исследуются проблемы формирования социальной реальности средствами воспитательной практики, развития личностно-профессиональной позиции педагога, воспитательного потенциала детско-взрослых бытийных общностей, воспитания самостоятельности у младших школьников и толерантности у подростков, поддержки подростков и юношества в ситуациях выбора и поиска смысла жизни и т.д. Активно разрабатываются такие гуманитарные подходы к воспитанию, как философско-антропологический, герменевтический, синергетический, средовой, событийный, позиционный.
В работу научной школы в логике междисциплинарного подхода интегрированы философы, психологи, акмеологи, социологи.
В рамках научной школы подготовлены и изданы десятки книг по проблемам воспитания. Книга В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» в 1997 году удостоена Премии Президента РФ в области образования.
Научная школа поддерживает активные контакты с научными центрами стран СНГ (Белоруссия, Казахстан, Украина), ближнего (Эстония) и дальнего (Германия, США) зарубежья.


главная
сотрудники
деловые предложения
ваше мнение


 
Используются технологии uCoz